Новогодние поделки - сувениры из папье-маше

Новогодние поделки - сувениры из папье-маше

К Новому году так приятно сделать подарки своими руками. Позовите на помощь своих детей и они с удовольствием познают что такое папье-маше. Папье-маше (франц. - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, новогодние поделки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".

папье-машеПапье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Нарвите бумагу на полоски, добавьте мучной клейстер и обклейте апельсин... А можно взбить блендером туалетную бумагу, добаваить пва и спрессовать... В любом случае вместе с малышом вы сможете создать необычную форму, образ, персонаж... Изделия из папье-маше можно подвергать любым способам декорирования.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Рецепт мучного клейстера для папье-маше

4 стол.ложки пшеничной муки, первая порция воды - 0,5 ст, вторая порция воды - 1 стакан.

Муку смешать с первой порцией воды и тщательно размешать, разбивая все комочки. Добавить вторую порцию воды, смешать.
Полученную смесь нужно хорошо подогреть. Важно постоянно помешивать, чтобы на дне не образовывались комочки. Доводить до кипения нельзя - мука потеряет свои свойства. Когда образуется густая киселистая масса - можно снимать с огня. Дать остыть и использовать. Хранить можно в холодильнике несколько дней.

Чтобы получить прочное папье-маше нужно взять форму, к которой можно плотно притереть бумагу. Например, апельсин: поверхность формы смажьте растительным маслом и перекрывая друг друга - покрывайте полосками бумаги, смазанными мучным клейстером.
Когда апельсин уже не будет видно из-за газет - удобно наклеить слой контрастной салфетки или кальки, чтобы можно было следить за равномерностью нанесения полосок.
Притирайте бумагу движениями, как если бы вы хотели сделать снежок из рыхлого снега. Чем лучше притрете друг к другу бумагу - тем крепче будет картон.

Делаем маску из папье-маше

Перед началом работы модель нужно покрыть слоем вазелина. Далее модель обклеивают бумагой в технике папье-маше. Рвем газету на мелкие кусочки (примерно с нынешний полтинник). Чтобы не запутаться в слоях, лучше, чтобы бумага была двух цветов: газетные поля, например, и газетный текст. Слои должны располагаться в следующем порядке:

1 слой: Первый слой папье-маше состоит из обычной бумаги.

2 слой: Когда вся маска покрыта бумагой, можно сделать следующий слой на клею. Чтобы маска не вышла рыхлой, а наоборот, получилась ровной, жесткой и влагонепроницаемой, очень важно хорошо вдавливать каждый кусочек, убирая пузырьки воздуха.

3 слой: Третий слой - более плотная бумага. Ее следует прилеплять особенно тщательно, а промазывать лучше более густым клеем.

4 слой: Обычная бумага.

5 слой: Хлопчатобумажная ткань тоже должна быть мелко нарезана и вымочена в разведенном клею. Этот слой грозит появлением складок. Поэтому каким-нибудь твердым предметом нужно постоянно продавливать все нужные "особенности рельефа", чтобы они не пропали под слоями материала, и убирать ненужные. При наклеивании кусков ткани на выпуклости могут получиться "карманы" - кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют эти самые складки. Их нужно срезать ножницами.

6 слой: Обычная бумага.

7 слой: Снова плотная бумага.

8 слой: Верхним, последним слоем может быть плотная белая размоченная бумага или мелкие кусочки белой ткани (не берите бинт; его можно использовать на средние слои, но сверху он, сами понимаете, смотреться не будет). Когда клей схватится, влажной салфеткой или просто рукой протрите места соединения кусочков бумаги или ткани, чтобы сгладить неровности.

После всего этого обклеенную модель сушат. Сушить маску нужно при комнатной температуре, не снимая с модели, во избежание деформаций маски (3-4 дня).

новогодняя маска

Маску можно обтянуть стреч-бархатом, креп-атласом и вообще почти любыми тканями. Берем ткань по форме маски примерно, в районе глаз аккуратно разрезаем с припуском, и приклеиваем, завернув края вовнутрь. Когда приклеется, натягиваем края и приклеиваем их вовнутрь тоже. Ткань закрепляется супер-клеем. Лучше брать эластичный материал, чтоб не складками лег. Изнутри маска тоже проклеивается тканью, лучше х/б. - эта ткань должна закрыть концы ткани наружней. Не забудьте про завязки!

Далее, маску можно украсить пайетками, кружевом, тесьмой, перьями.

Как сделать голову из папье-маше?

голова из папье-машеДля этого вначале из глины, пластилина и т.д. лепят голову с шеей. Лицу придают нужное выражение. Черты лица у стариков и старух делают более резкими, угловатыми, у детей - расплывчатыми, округленными.

Готовую голову смазывают каким-нибудь жиром и накладывают на нее один слой мокрой бумаги. Для этого придется рвать бумагу (обязательно из непроклеенных сортов) на небольшие кусочки. Бумагу тщательно разглаживают, чтобы она точно повторила форму вылепленной головы. Когда первый слой наложен, его смазывают клейстером и таким же образом накладывают еще четыре-пять слоев таких же бумажных клочков. Получается плотная маска из папье-маше, которую, высушив в теплом месте, но не близко от огня, чтобы она не покоробилась, разрезают на две части и снимают с глиняной формы. После этого с помощью полоски материи оклеивают обе половинки головы.

голова из папье маше
Лицо куклы хорошо покрыть слоем грунта (мелом, разведенным, как кашица, на жидком клею). Причем следует избегать класть грунт слишком густо. Его необходимо разгладить пальцем, смоченным водой. Загрунтованная форма сушится и зачищается шкуркой. После этого можно приступить к росписи по предварительно сделанному на бумаге эскизу. Для раскраски более подходят масляные краски. Впадины лица лучше закрашивать темным тоном, а выпуклые места - светлым. Глаза делаются из бус и пуговиц либо просто рисуются гуашью. Волосы - из меха, ваты, мочала, ниток, пакли.

Смотрите также: Новогодние поделки: 7 интересных идей

Оцените пожалуйста статью
Всего голосов: 117
Комментарии
Нина Андреевна,...
это так мило! Прекрасная новогодняя статья, а мне уже захотелось что-то мастерить, и делать спектакли с детьми. Главное - вы подали заразительную идею, добрую и увлекательную!
Василина Олегов...
Бумагу для внешнего "маширования" лучше рвать руками - при этом края получаются тонкими, и они лучше сглаживаются в готовом изделии. Чем изделие меньше, тем меньше должны быть кусочки. Обычно берется бумага двух или трех цветов, в зависимости от количества слоев. В любом случае не следует использовать толстую бумагу: она плохо прилегает к форме. Если при внешней формовке придется потом извлекать форуму, ее нужно смазать вазелином и клеить первый слой бумаги на него. Не пытайтесь ничего делать с изделием из папье-маше (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от размеров оно сохнет при комнатной температуре от 1 до 2 суток. Если сушить изделия на батарее, они могут потрескаться. Независимо от вида папье-маше готовое изделие практически всегда нужно грунтовать. Для грунтовки изделия из папье-маше монжно использовать шпаклевку на водной основе или на основе латекса - на масляной лучше не стоит. Прежде чем грунтовать изделие (при внешнем "машировании"), его следует выровнять, аккуратно срезая неровности напильником, наждачной бумагой или острым ножом. Сам грунт надо наносить тонкими слоями с помощью резинового шпателя или плоской кисти, обязательно давая ему высохнуть, прежде чем наносить очередной слой Для матовой поверхности готового изделия лучше всего подойдет темперная краска, для блестящей - алкидная или масляная. Если поверхность, окрашенную темперой, покрыть бесцветным лаком, она тоже будет блестеть. Гуашью и акварелью папье-маше лучше не красить, потому что они пачкаются и стираются. Чтобы гуашь стала более стойкой, в нее хорошо добавить 1 ч. л. клея ПВА (на 1 баночку)
Вероника Виктор...
Что касается декораций, то у нас один самодельный домик-избушка на все случаи, искусственное дерево, кубики, мячики, разноцветные тряпочки. Обычно для того, чтобы нарисовать новый фон уходит не так много времени. Можно использовать один на все случаи: на листе ватмана рисуем лес, солнышко и домик, а на обратной стороне можно изобразить ночь: на темном фоне полумесяц и звезды. Мы делаем звездное небо так: на темно-синем картоне вырезаем небольшие звездочки и кружочки и подсвечиваем с обратной стороны. Получается очень красиво и загадочно. Этот фон, конечно, довольно трудоемкий в исполнении, но мы используем его часто. Зрительный зал у нас оборудован удобными подушками. Ребенку нравится сидеть на подушке на полу и смотреть постановку. Очень важно для самых маленьких, особенно в самом начале: пока один родитель показывает спектакль, другой обязательно сидит рядом с ребенком. То же самое, если спектакль смотрят два, три ребенка до трех лет. Это нужно для того, чтобы малыш не вскакивал посередине спектакля и не подбегал к актерам (а такое у нас поначалу было). Тогда взрослый объяснит ему, что нужно досмотреть спектакль и уже после подойти к актеру и пожать ему лапку. Но не более того! Ни в коем случае не давайте ребенку играть с куклой после представления. Теперь по поводу сюжетов. Для их создания, конечно, необходимо учитывать и возраст ребенка, и имеющихся в наличие актеров-кукол. То, что понравится годовалому, будет не интересно пятилетнему. И наоборот. Ну и конечно, необходимо учитывать особенности и интересы вашего ребенка. Мы купили в обычном магазине несколько плюшевых зверюшек на руку и готовые перчаточные куклы. Звери очень хорошо подходят для спектаклей самым маленьким. Начать спектакль можно, например, так. На сцене появляются два действующих лица. Мишка и зайка (или зайка и лисенок и т.п.) Мишка держит в лапках красный мяч и спрашивает у зайки, какого цвета мяч. Мишка недавно проходил цвета и теперь хочет узнать, знает ли зайка цвета. А зайка не знает и просит публику (Андрюшу, Олю, Катю, Славу …) подсказать ему. Только тихо, чтобы мишка не слышал. Ребенок, сидящий в зрительном зале, постарается подсказать зайке, если он знает цвета, конечно. А если не знает или еще не умеет говорить, то мишка с удовольствием расскажет зайке и Андрюше (Кате, Славе…), какого цвета мяч. А потом достанет желтый мяч (мы берем шарики из «сухого бассейна») и всё повторяется. Весь спектакль занял 5-7 минут. А малышу больше пока и не надо! Он уже очень хорошо уяснил цвета. В следующем спектакле можно уже косвенно затронуть эту тему. Какой-нибудь персонаж мимоходом упоминает, что мяч-то красный или желтый, или зеленый. Подобные сценки можно разыгрывать и с геометрическими фигурами. Можно посвятить один из спектаклей звукам. То есть мишка, например, спрашивает, что за звук (бабушка-«ассистент» звенит колокольчиком или шуршит бумажкой), а зайка отвечает. Очень много интересных сюжетов можно найти в Интернете. Иногда мы собираемся с соседями и их маленькими детьми и разыгрываем сложные постановки. То есть одна мама отвечает за свет, другая - за звуки, третья - за музыку и т.д. В зрительном зале сидят несколько ребят. Так получается намного интересней и малышам и нам, взрослым. Мы как будто возвращаемся в собственное детство, и это очень здорово! Попробуйте…
9 + 0 =
facebook

Поможем миру стать прелестней!

Нажмите “Нравится”, чтобы читать журнал "Прелесть" в социальной сети Facebook.



Мне уже нравится Прелесть