19 популярных рецептов приготовления чая

Традиции чаепития ценятся в каждой семье. Мы выбираем чай на любой вкус: гранулированный и пакетированный, растворимый и листовой, черный и зеленый, красный и желтый, чай мате, белый чай, чай каркаде а, между тем, очень мало знаем о полюбившемся напитке.

чай Тонизирующие свойства чая проистекают от кофеина - алкалоида с легким возбуждающим действием. Кроме чая, это вещество встречается в листьях и плодах других растений.

Прежде, чем наслаждаться заваренным напитком, важно выбрать лучший чай по таким показателям:
• Цвет заварки должен быть в идеале черным у черного чая, зеленым у зеленого. Любое отклонение - свидетельство несоответствия качества чая.
• Блеск. Сухие чаинки высококачественного черного чая должны иметь «искру» - неяркий отблеск, перелив. Если чай тусклый - это показатель среднего и ниже качества.
• Однородность сырья. В идеале в хорошем чае все чаинки должны быть примерно одной величины; их размер должен соответствовать указанному на упаковке стандарту.
• Посторонними включениями могут быть не только куски дерева, фанеры, бумаги, фольги и прочее, но и обломки чайных веток. Разумеется все это указывает на низкое качество чая.
• Скрученность чаинок. Как правило, чем сильнее скручены чаинки, тем качественнее проходила ферментация, и тем, качественнее сам чай.
• Степень сухости. Качественно изготовленный чай должен иметь в своем составе примерно 3-6% влаги.
• Запах. Хорошо изготовленный, правильно упакованный и правильно хранившийся чай должен хорошо пахнуть.

Следует попутно отметить, что русское слово «чай» созвучно произношению «ча», которое, следуя мандаринскому произношению, привилось применительно к чайному растению и его листу в северных провинциях Китая, откуда впервые чай стал поступать в Россию. От русских это название вошло в языки ряда других народов Российской империи и славян Центральной Европы.

Предлагаем подборку самых популярных рецептов приготовления чая. Подобные напитки не только дают человеку сильный заряд бодрости, но и обладают ценными лечебными качествами.

Универсальный рецепт заваривания вкусного чая состоит из следующих этапов:
1. Кипячение воды. Вода для чая должна быть мягкой.
2. Согревание заварочного чайника. В качестве посуды для заваривания чая лучше использовать ту, которая лучше "держит" тепло и не реагирует (ни химически, ни физически) на горячий чай.
3. Засыпание заварки.
4. Заливание заварки кипятком и помешивания.
5. Настаивание.
6. Разливание по чашкам.
Вот уже более 100 лет день англичанина начинается с чашечки чая «Английский завтрак» - крепкой смеси ломанного чайного листа «брокен» из Индии и Кении. Пьют его два раза - к утренней овсянке или яичнице с беконом. Чашечка крепкого черного тонизирующего чая просто необходима, чтобы проснуться. Давайте и мы будем пить любимый напиток англичан!

Чай по-английски
На каждую чашку по 1 чайной ложке чая плюс 1 чайная ложка в чайник, кипяток, молоко.
Чай залить кипятком, дать настояться 5 мин, после чего настой перелить в другой сосуд, предварительно прогретый. В прогретые чашки на одну четверть их объема налить молоко и добавить чайный настой.

Чай по-русски
Во второй половине 19 века чай стал любимым напитком российского дворянства и купечества. Чаевничали не только дома, но и в парках, садах и скверах.
Все более популярным чай становился и среди простых людей. В старой России были широко распространены народные гулянья с самоварными чаепитиями на траве. Самый любимый напиток был - чай по-русски - 8 чайных ложек чая, кипяток, молоко, сахар - рафинад, засахаренные фрукты или варенье, лимонный сок или сливки по желанию.
В прогретый чайник засыпать чай, залить его кипятком, оставить на 5 мин настояться. Каждый по желанию наливает себе заварку, добавляет кипяток, молоко, сливки, сок лимона. Чай по-русски принято пить вприкуску. Кроме сахара к чаю подают засахаренные фрукты или варенье.

Чай Брусничный
На 1 л напитка: сушеные листья брусники - 7г, вода - 1000г, сахар - 60.
Листья заливают кипящей водой, дают напитку настояться 10 минут, процеживают, добавляют сахар.

Чай из шиповника
4 стол.ложки сухих плодов шиповника залить 1 л кипятка. Настоять 10-12 минут.

Чай со льдом
Заварите обычный чай, добавьте по вкусу сахар. Охлажденный чай влейте в кувшин со льдом, добавьте лимонный сок и разлейте в высокие бокалы. Положите в каждый бокал по ломтику лимона, веточке мяты и подавайте к столу.
На три порции: черный чай - 6 г (три чайные ложки или пакетика), колотый лед - 3-5 кубиков, сахар по вкусу, 1 лимон, мята перечная - 2-3 веточки.

Холодный чай со специями
Чай, специи и мяту залить кипятком. Через 6 минут процедить и добавить сахар. Остывшую смесь смешать с лимонным соком и газированной водой. Подавать со льдом.
На три порции: черный чай - 6 г (три чайные ложки или пакетика), порошок имбиря - 2 г., 1 кусочек палочки корицы, 4 гвоздики, 2-3 веточки мяты, сахар по вкусу, сок трех лимонов, 3-5 кусочков льда.

Апельсиновый чай
Цедра 1 лимона и 1 апельсина, 50 г апельсинового сиропа, 25 г сухого чая.
Вымытые корки лимона и апельсина положить в кастрюлю, добавить апельсиновый сироп, сухой чай, залить 1 л кипятка, дать настояться 5 мин, процедить, подавать к столу.
Количество порций - 5. Время приготовления - 7 мин.

Тоник-чай
На 1 л напитка: листья малины сушеные - 2г, зверобой сушеный - 2г, листья ежевики сушеные - 2г, вода - 1050г, сахар - 60г.
Смесь заваривают кипящей водой, дают напитку настояться, процеживают.

Чай ромашковый
На 1 л кипятка: ромашка сушеная аптечная - 3г, цветы липы сушеные - 2г, листья черной смородины сушеные - 1г, вода - 1050г.
Смесь заваривают кипящей водой, дают напитку настояться, процеживают.

Напиток «Чайный бальзам»
По 1 чайн. ложке мяты перечной, ромашки аптечной, мелиссы лимонной, зверобоя продырявленного, листьев смородины, листьев малины, липового цвета, листьев березы, плодов шиповника, черники, плодов красной рябины (все компоненты в сухом виде), 3 стакана смеси сухого чая: грузинского, азербайджанского, краснодарского, индийского, турецкого.
Сухие листья, травы, плоды тщательно измельчить, смешать, добавить сухой чай и опять тщательно перемешать. Хранить смесь нужно в стеклянной или фарфоровой посуде с плотно закрытой крышкой.
Заваривать «Чайный бальзам» нужно следующим образом: небольшую эмалированную кастрюльку или кружку ошпарить кипятком, засыпать подготовленную сухую смесь из расчета 1 чайн. ложка с верхом на 2 стакана кипятка. Сухую смесь залить крутым кипятком, перемешать, плотно закрыть посуду крышкой, сверху положить полотенце и настаивать 5 - 7 мин. Пьют напиток горячим и свежим. Так как листья, плоды, ягоды постепенно отдают свои полезные вещества, то в процессе чаепития можно в заваренную смесь добавить крутого кипятка.
Время приготовления 5 мин.

Чай из золотого корня
Берутся в равных количествах сушеные: корневище родиолы розовой, листьев земляники, малины, ежевики, черной смородины. Смесь трав нужно заварить крутым кипятком, дать настояться. Чай обладает тонизирующим действием

Ванильный чай
В прогретый кипятком заварной чайник насыпьте черный чай, 1/2 чайной ложки ванильного сахара или 1/2 палочки ванили, залейте кипятком и настаивайте 5 минут после чего охладите.


Холодный чай из облепихи
На 3-5 л воды берут горсть листьев облепихи и столько же сушеной мяты, 0,5 стакана меда.
Листья облепихи и траву мяты залить кипятком, оставить для настаивания на 5-6 часов, процедить, добавить полстакана меда. После этого охладить. Подать с кубиками пищевого льда как приятный освежающий и тонизирующий напиток.

Тонизирующий чай с ягодами
4 ст.л. размятых ягод (клюква, черная смородина, земляника, малина) засыпать 4 ст.л. сахара, залить 0,5 л кипятка или зеленого чая.

Чай калиновый
На 1 л кипятка: листья ежевики сушеные - 2г, чабрец сушеный - 1г, листья конопляника сушеные - 1г, ягоды калины - 10г, вода - 1070г, сахар - 75г.
Смесь заваривают кипящей водой, дают напитку настояться, процеживают.

Успокаивающий чай
цветы огуречника (дрема белая) - 10 г, цветы мелиссы - 15г. Горсть смеси на литр кипятка, настоять. Пить по полстакана несколько раз в день.

Имбирный индийский чай - замечательный тонизирующий напиток.
Если вы хотите подавать его как прохладительный напиток, добавьте кубики льда, еще немного сахара, лимонного сока и положите в него нарезанные листья мяты.
Доведите воду до кипения, бросьте в нее натертый имбирь и снимите с огня. Если вы хотите использовать имбирный чай, как лекарство при простуде, кипятите его 10 мин. с открытой крышкой. Если вместо свежего имбиря вы используете молотый сухой, уменьшите его количество вдвое и держите воду на медленном огне около 20 мин. Добавьте сахар или мед в смесь и растворите. Процедите, стараясь выжать из имбиря как можно больше жидкости. Добавьте перец и лимонный (или апельсиновый) сок. Подавайте горячим.

Чай-лимонад
Чай, вино, сахар, лимонный сок и мед смешать в миксере. Охладить и подавать в стаканах со льдом.
Ингредиенты на три порции: крепкий черный чай, 1 лимон, 0,5 бутылки белого вина, 5 столовых ложек сахара, 2 чайные ложки меда, 7-8 кусочков колотого льда, газированная вода по желанию.

Добавить комментарий
Добавить комментарий
Комментарии

ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры происходило в очень тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные кровавые войны и распри феодальных кланов делали жизнь людей невыносимой. Чайная церемония возник­ла под влиянием эстетики и философии дзен-буд-дизма и стремилась противопоставить настрое­нию безысходности поклонение Красоте.
В те времена властители из военного сословия и богатые торговцы, собираясь для политических и торговых дискуссий, часто пользовались случа­ем для того, чтобы подать чай. Считалось утон­ченным удовольствием сидеть на досуге в тихой чайной комнате, отстранившись от жизненных забот и волнений, и внимать звукам воды, кипя­щей на жаровне.
Великий учитель Сэн-но-Рикю возвел чаепи­тие в искусство. Он смог развить искусство чай­ной церемонии в том виде, в котором он это сделал, отчасти из-за существовавшего выше­упомянутого социального фона.
Чайной церемонии присущи две основные чер­ты, развившиеся при покровительстве Тоётоми Хидэёси и отражающие его собственную жизнь и характер. Завоевание страны, совершенное Хи­дэёси, представляло собой покорение провинци­альной земледельческой силой как старого центрального правительства, так и его искусства. С од­ной стороны, утопающие в роскоши помпезные дворцы, а а другой— чайные комнаты, напомина­ющие своим оформлением простой соломенный сельский дом; и все же это разнородные, но сторо­ны одной медали. Военачальники и преуспеваю­щие торговцы согласно своему положению де­монстрировали величие и достаток, но сердцем желали жить в атмосфере спокойного созерцания. Чайная комната была местом, где правят мир, дове­рие и дружба, что в те времена как нельзя лучше от­вечало желаниям сильных мира сего. Чайная комната, сооруженная Сэн-но-Рикю, на первый взгляд казалась очень простой и даже слишком маленькой. Но планировалась она са­мым тщательным образом, с тонкой разборчивос­тью, вплоть до самой мельчайшей детали. Она бы­ла оформлена скользящими дверями, покрытыми белоснежной полупрозрачной японской бумагой. Потолок был отделан бамбуком или тростником, а открытая фактура стен высоко ценилась. Опоры в большей своей части были деревянными, сохра­няющими свою естественную кору. С целью со­здать эффект жилища отшельника при оформле­нии чайной комнаты цсе бесполезное убранство и чрезмерные украшения были отброшены.
В XV—XVI вв. чайная церемония преврати­лась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, пред­мет, порядок вещей имели свое особое, непо­вторимое значение. Сегодня, как и много веков назад, тяною продолжает пользоваться боль­шой популярностью среди японцев.
Согласно легенде, тяною возникла в Китае во времена первого патриарха буддизма Бодхидхармы. Однажды, гласит легенда, сидя в медита­ции, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Страшно рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вскоре вырос необычный куст с сочными лис­тьями. Позднее ученики Бодхидхармы стали за­варивать эти листья горячей водой и пить чудо­действенный напиток, помогающий надолго сохранять бодрость.
На самом деле чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Многие ис­точники повествуют о том, что ее ввел еще Лао-цзы. По преданиям, именно он примерно в V а до н. э. предложил ритуал с чашкой «золотого элик­сира». Этот ритуал процветал в Китае много веков, вплоть до монгольского нашествия. Позже китай­цы свели церемонию с «золотым эликсиром» к простому завариванию высушенных определен­ным образом листьев чайного куста. Японцы же избежали монгольского завоевания и благодаря этому продолжали культивировать искусство чае­пития, развивая и дополняя его.
Сегодня чайная церемония — это наиболее са­мобытное, уникальное искусство. Она играет важ­ную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении нескольких веков. Со временем ритуал проведения чайной це­ремонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости по­гружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и в молчаливой сосредоточенности подчиняясь лишь законам действа.
Классическая тяною — это строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (че­ловек, который заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. По сущест­ву мастер чая — это жрец, совершающий чай­ное действо, остальные — приобщающиеся к нему. У каждого свой определенный стиль по­ведения, включающий как позу при сидении, так и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.
Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются произведения искусства. Для каждого случая с особой тщатель­ностью подбираются букеты цветов и специаль­ная посуда для заварки напитка. Постепенно та­кая процедура захватила и другие слои общества В XVI—XVII вв. церемония стала популярной сре­ди японской аристократии, самураев. Постепен­но она сформировалась в своего рода систему от­дыха от будничных забот. Сегодня во многих домах людей средних клас­сов церемониальный чай готовят по сокращенно­му очень простому церемониалу «рякуси-ки», даже не для гостей, а для собственного удовольствия Классический ритуал чаепития совершается в специальном садовом домике — тясицу. Пер­вый такой домик был построен в 1473 г. Конст­рукция домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими кате­гориями «саби» и «ваби», обозначающими гар­моническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, ла­конизма и приглушенности красок.
Сначала чайные домики были похожи на кро­шечные бедные хижины восточных мудрецов, предельно скромные как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Простота обстановки создавала высшее ощущение красоты, постигать смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений до­пускался лишь свиток с философским изречени­ем, старинная картина и букет цветов.
Все известные мастера тяною были привер­женцами дзен-будцизма. Сама процедура цере­монии чаепития и устройство садового домика отражали основные идеи дзен. Размер комнаты для чаепития примерно 8 м2. Согласно древним источникам, в таком помещении однажды смог­ли вместиться 84 тысячи учеников Будды. Ос­новные положения буддизма волне допускают реальность такого события, поскольку у «истин­но просветленных» нет веса и объема тела. В домике царит полумрак, создающийся сла­бым светом из небольших окошечек под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Вся эта обстановка вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени.
Весь интерьер классических чайных домиков в полной мере соответствует эстетическим кано­нам и национальному характеру японцев, стремя­щихся к достижению внутренней гармонии. Участники чайной церемонии проходят к па­вильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней через маленький сад. В саду возвыша­ются каменные фонари и просто лежат камни, поросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на не­котором расстоянии от другого. Согласно пре­данию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которыми по­крывалась мокрая трава для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Ёсимасы Асикаги, ког­да он шел на чайную церемонию. И как бы в па­мять об этом событии дорожка названа родзи, т. е. земля, увлажненная росой. Позднее слово «родзи» стало обозначать не только путь к чай­ному домику, но и весь сад около него. Человек, вступающий на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к чайному домику, оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосре­доточивается на ожидающей его церемонии. По мере спокойного продвижения к домику со­средоточение усиливается. Этому способствует старый фонарь, тусклый свет которого освеща­ет дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец (цукубаи), в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта. На таком сосуде-колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополос­кать рот, затем омыть после себя ручку ковшика. Сосуды с водой — непременная деталь не толь­ко чайного сада, но и любого храма. В саду обычно растут сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый ку­старник Все элементы сада чайной церемонии призваны создавать особое настроение сосредо­точенности и отрешенности. Благодаря этому принцип «саби» был осмыслен как новый тип Красоты, воплощенный не только в архитектуре чайного домика и устройстве чайного сада, но и в подборе всех предметов: чайницы, котелка для кипячения воды, чашек для чая. В чайной церемо­нии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль. Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход — около 90 см в длину и ширину. В идею столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приоб­щиться к высокому искусству чайной церемо­нии, независимо от ранга и чина должен непре­менно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристо­кратам из военного сословия войти внутрь воору­женными — длинные мечи приходилось остав­лять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская су­ета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки.
Соответствующее настроение создает и сама обстановка, которая на удивление проста и скромна: медный чайник, чашки, бамбуковая ме­шалка, ящичек для хранения чая и т. п. Японцы не любят ярких блестящих предметов, им импониру­ет матовость. Д Танидзаки пишет по этому поводу: «Европейцы употребляют столовую утварь из се­ребра, стали либо никеля, начищают ее до ослепи­тельного блеска, мы же такого блеска не выносим. Мы тоже употребляем изделия из серебра... но ни­когда не начищаем их до блеска. Наоборот, мы ра­дуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давнос­ти, когда они темнеют от времени... Мы любим ве­щи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых оте­ков». Все предметы для чайной церемонии несут на себе отпечаток времени, но все безукоризнен­но чисты. Полумрак, тишина, самый простой чай­ник, деревянная ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка — все это завораживает при­сутствующих. Самым важным элементом в интерьере чай­ного домика считается ниша — токонама. В ней обычно помещался свиток с живописью или с каллиграфической надписью и ставился букет цветов, курильница с благовониями. Токонама располагалась напротив входа и сразу же при­влекала внимание гостей. Свиток для токонамы подбирался с особой тщательностью и был не­пременным предметом обсуждения во время це­ремонии. Он написан в дзен-буддийском стиле и такой архаичной каллиграфией, что немногие могут разобрать и понять смысл написанного, например: «Бамбук зеленый, а цветы красные», «Вещи есть вещи, и это прекрасно!» или «Вода есть вода». Присутствующим разъясняли смысл этих изречений, внешне простой, но в то же вре­мя очень глубокий в философском отношении. Иногда эти мысли выражены в поэтической форме хайку, иногда отражены в картине старо­го мастера, как правило, с соблюдением принци­па «ваби». Как говорит мастер чайной церемонии Сокэй, «цель ваби — дать почувствовать чистоту, незагрязненность обители Будды. Вот почему хозяин и гости, как только входят в скромную чайную хижину, очищают себя от земной пыли и ведут беседу сердцами». Подбору цветов, как и свитку, «хозяин» чайной церемонии уделял особое значение. Считалось, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны — символ стойкости и вечности — соседствовала с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка. Важное значение придается освещению тяси-цу. Как правило, в домике шесть-восемь окошечек, разных по размеру и форме, дающих оптималь­ное — не слишком яркое и не слишком тусклое — освещение. В некоторых случаях можно раздви­нуть рамы, и тогда гости получают возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в полнолуние. Но чаще всего окна в чайном домике бывают закрыты.
Через некоторое время, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в нише, появлялся «хозяин» чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них, около очага, над которым уже ви­сел котелок с водой. Воду для чая в классичес­ком тясицу кипятили на угольях из сакуры. Чай заваривался особый — зеленый в порошке. Перед «хозяином» лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым ча­ем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и фило­софскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства. Большое значение имели история этих предметов, а также те ассо­циации, которые они вызывали. «Хозяин» спокойно и медленно насыпал в чаш­ку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Затем четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока по­рошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушива­ясь в ритмичное постукивание веничка о края чаш­ки. Затем «хозяин» с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай — зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу — и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку «хозяину». Пройдя по кругу, она снова оказывалась у «хозяина», но затем опять передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую по­верхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свит­ка в токонама, об изяществе сосновой ветви в бу­кете, о естественной величавости чайной чашки.
Чайная церемония и сад учили видеть красо­ту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дается человеку в этой жизни. В XVI в. появилось до сотни различных пра­вил чайной церемонии, которые имеют силу и в настоящее время. Правила относятся к аран­жировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливу напитка и т. д. Все правила имеют це­лью вызывать чувство естественности или ощу­щение искусства тяною без искусственности.
Когда у великого мастера чайной церемонии Рикю спросили, как он достиг своего мастерст­ва, он ответил: «Очень просто. Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах, они должны выглядеть как живые. Летом создавайте прохладу, зимой — приятную теплоту. Вот и все». И потом он доба­вил: «Покажите мне того, кто постиг все это, я с удовольствием стану его учеником». Сокро­венный смысл чайной церемонии раскрывает­ся в известном изречении Рикю: «Тяною — это поклонение красоте в сером свете будней».
И даже в бурном потоке современной жизни, который захватывает и поглощает людей полно­стью, японцы находят время для тяною. Правда, это не всегда классическая чайная церемония, ча­ще проводят какой-либо облегченный вариант.
церемония обычно проходит в обычных помещениях, причем в комнатах да­же ставятся столы и стулья. Сам процесс чаепи­тия, формально оставаясь неизменным, не­сколько упрощается. Тем не менее разработанный дзен-буддиста-ми культ ревниво охраняется, отступление от традиционной процедуры считается в Японии нежелательным. Предпочитают строгое соблю­дение всех традиционных условий, включая пользование специальным домиком, куда вхо­дят, подымаясь на камень и «проползая» в узкий проем. Сидят только на пятках, разговор ведут только в рамках классического ритуала. Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслажде­ния. В процессе этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д. Чайная церемония в современных условиях продолжает пользоваться широкой популярнос­тью. Основные положения этой тонкой процеду­ры-искусства разъясняются на лекциях в универ­ситетах, на различных факультативах, на занятиях «кружков тяною», создаваемых крупными фирма­ми и общественными организациями.
Для проведения чайной церемонии в боль­шинстве случаев достаточно одного желания, однако есть поводы и ритуального значения.
В наши дни процедура приглашения и прове­дения чайной церемонии выглядит примерно та­ким образом. Хозяин посылает приглашение дру­зьям, и те за два-три дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости соби­раются за 15—20 мин до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя (сёкяку), которым обычно ста­новится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также четко определя­ют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке гости мо­ют руки и входят в предназначенную для церемо­нии комнату, рассаживаются.
Официальному чаепитию в гостях предшест­вует кайсэки, т. е. угощение разнообразным на­бором еды: супы и рис, рыба, картофель с при­правой и т. п. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы времяпрепровождение было для гостей прият­ным; угощают их и небольшой порцией сакэ. Едят всего очень немного, иначе чайная цере­мония потеряет смысл.
Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин рас­ставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напи­ток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, переда­вая чашку друг другу. Это должно способствовать возникновению чувства близости. При этом строго соблюдается определенный ритуал. Сна­чала первый гость берет фукуса (шелковый пла­ток, кусочек шелкового материала), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу (осаки-ни — раньше вас), он отпивает три с половиной глотка, затем кла­дет фукуса на циновку, вытирает край чашки сво­им кайси (бумажный носовой платок; салфетка) и передает чашку второму гостю. Каждый повто­ряет ту же процедуру. Все выражают свое восхи­щение чашкой. Первый от имени всех гостей просит хозяина рассказать ее историю.
После крепкого чая подается жидкий и вно­сят подносы с пирожными. Жидкий чай гото­вится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как им захочется.
В Японии существует множество форм чай­ной церемонии, но строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, утренний чай, послеобеденный чай, вечерний чай, специальный чай.
Ночной чай начинается при луне. Гости при­ходят примерно в половине двенадцатого и ухо­дят около четырех часов ночи. Обычно заварива­ют порошкообразный чай, который готовят на глазах у гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай быва­ет очень крепким, его не подают на пустой желу­док. Поэтому сначала гостей немного угощают различной едой. Чай с восходом солнца пьют около трех или четырех часов утра. Гости остают­ся при этом до шести часов. Утренний чай прак­тикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра. Послеобеденный чай обычно подается только с пирожными примерно после часа дня. Вечерний чай начинается около шести часов вечера. Специальное чаепитие (риндзитя-ною) устраивают по каким-либо торжественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. п.
В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас неред­ко чайная церемония проводится не только в чай­ных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует уго­щение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку ду­шевности, отойти от суетных, повседневных за­бот и дел. По-прежнему чаепитие — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, жи­вописи.
По мнению японцев, чайная церемония вос­питывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии за­ключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполне­нию социальных правил. Чайная церемония яв­ляется одной из важнейших основ культивиро­вания национальных чувств.

Ли Сан
пт, 08/03/2007 - 11:11

Про сорта чаев. Черный советую листовой. Гранулированный имеет сильно жесткий вкус да и само свойство чая немного теряется в процессе его грануляции..Также не советую чай, состоящий из несколько сортов - как правило это просто смесь остатков или некачественного чая..К тому же из-за разнообразия вкуса этих чаев, соеденненых вместе, возникает смешанный аромат..Сравнить можно с тем, как мимо вас проходят несколько девушек сильно надушенных разными яркими духами..Эффект тот же...
Черный с добавками:
Бергамот конечно на любителя. но ощущение, что вы пьете чай с влитыми в него духами вас не покидает до дна чашки..
Жасмин...не думала, что есть такой черный чай, однако когда попробовала - поняла, что не зря я о нем не знала...Вкус отвратительный, и даже сравнению не подлежит.
Зеленный час лучше покупать крупнолистовой, т.к. его трудней подделать, и когда его завариваешь вкус расскрывается более полно..зеленный чай в пакетиках - полное извращение. Ну разве что для любителей коноплянного напитка. Также зеленный с добавлением масла...Это тоже на любителя, однако вкус чая более резкий и довольно спецефический вкус.
Зеленный с добавками:
жасмин - кроме как прекрастного аромата и вкуса, чай имеет профилактическое свойство для пищеварительной системы
лотос - улучшает аппетит.
Цветочный и травяннной чай - как правило приятный на вкус и отличный аромат. Также витаминизирует организм и имеет различные лечебные свойства....
Также есть как и зеленный, так и черный час с добавлением кусочков сушенных фруктов. Приятный аромат и приятный вкус.

Гость из Север…
ср, 10/24/2007 - 10:33

Что такое добавки в чае?
вот некоторые из добавок:
бергамот - цитрус. из кожуры плодов, цветков, листьев и молодых побегов аолучают бергамотовое масло, которое хорошо тонизирует, улучшает работоспособность и повышает активность мозга.

гибискус - каркаде или суданская роза. укрепляет стенки кровеносных сосудов, снижает кровяное давление.

сафлор - заменитель шафрана.

лайм - есть 2 вида: сладкий и кислый. в нем большое содержание витамина С.

маракуйя - "плод страсти". мякоть плода содержит воду, белки, углеводы, клетчатку, кальций, фосфор, железо, витамины группы В, витамин А, С, натрий, серотин. жаропонижающее средство.

манго - "король фруктов". родом из Индии. способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы. имеет целый вагон разных полезных составляющих.

шеримойя и куйте - экзотические фрукты. отлично тоизируют, улучшают настроение, укрепляют и защищают имунную систему.

папайя - нормализирует работу печени, сахар в крови, кислотность желудка.

Андрей, бармен…
пт, 11/30/2007 - 11:30

Давно хотел поделиться со всеми тем,что дорого.Для меня уже почти 10 лет искусство приготовления чая как говорят в Китае - занятие не из обыденных.Чудесные белые,желтые,чаи,выдержанные пуеры - это целый мир...
А самый любимый из этого мира - улун,чайное совершенство,имя которому Те Гуаньинь!
Сам собой появился и рассказ про этот чай,за церемонией,вот он:
Богиня Милосердия и ее родственники
Наверное нет в Китае такого чая,за исключением,пожалуй Лун Цзина из Ханчжоу, который бы БЕЗОГОВОРЧНО подавляющим большинством экспертов чаеведов признавался бы ЛУЧШИМ,ЕДИНСТВЕННЫМ и НЕПОВТОРИМЫМ.Нет,кроме Те Гуаньиня из горного уезда Аньси провинции Фуцзянь. Чай,который подарила миру САМА Гуаньинь (Авалокитешвара,Каннон),чай который прославили поэты,уеные,монахи,художники,правители.
Официальная дата рождения 1736 или 1741 год,год,когда еще юный в ту пору император Цяньлун,путешествовав по Поднебесной оказался в горном районе на юге провинции Фуцзянь.
Местные чаеводы из горной деревеньки Сипин (сейчас один из самых известных улунских аппелясьонов Китая) – а всего их насчитывают внутри Аньси не меньше 27 – и в каждом свой вкус,свои традиции!преподнесли ИМПЕРАТОРУ удивительный чай.Походный чайник Цяньлуна наполнился кипятком,император взял горсть чаинок-слиточков и бросил их по тогдашней моде в кипяток – и удивился – чай,вместо того,чтобы собраться на поверхности родникового кипятка сразу камнем пошел на дно чайника.Цяньлун знал,что к такому чудесному поведению способен лишь прославленный его дедом,Канси Дун тинский би ло чунь.Аромат напомнил чайную комнату,и все,кто был рядом замерли в почтительном восхищении…
Как же называется этот чудесный чай?Спросил ИМПЕРАТОР. У него нет названия сказали крестьяне – мыделаем его уже сотню лет по технологии нашего предка Ван Шижанга,которую он получил в чудесный дар от самой Гуаньинь.Почтите своим вниманием этот чай,назовите его, дайте благозвучное имя,ибо мы люди простые и не сможем назвать его прекрасно. Цяньлун улыбнулся и еще раз внимательно посмотрел на прекрасную уборку этого улуна – посмотрите как тяжелы чаинки этого чая – словно вылиты из железа,по форме как головки стрекоз или болты на клепке императорского корабля – пусть он зовется железным. Цвет его « цин», как у лучших угрей,доставляемых к императорскому столу,песочно-зеленый,аромат не подлежит описанию – он прекрасен как Богиня Гуаньинь,только она могла проявить в мире такой неземной дух!
С тех пор цвет кожи угря,стрекозья голова, железная весомость вошли в стандарты оценки качества этого чая , аромат его стали сравнивать по ЧИСТОТЕ И НЕКТАРНОЙ сладости с орхидеей,а за удивительную стойкость к завариванию нарекли бесконечным… Сложнейшая ручная технология производства этого чайного совершенства вкупе с уникальными,горными (1000-2100 м) природными условиями сделали Те Гуаньинь, котрый собирают весной и осенью лучшим среди всех чаев – самым сладким без приторности, тонким без невыразительности,глубоким,но доступным для понимания.Конечно для различения тонких нюансов букета конкурсного октябрьского Владыки Гуаньиня нужна наработка особого высшего умения (гун фу) достичь которых при желании может каждый...
Рад буду,если Вам понравился рассказ - готов ответить на вопросы по теме чайной церемонии и искусству

Игорь, Владикавказ
пт, 12/07/2007 - 11:52

В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, типа или сорта («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача» и т.д.). Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов, – это «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях по-разному произносят это слово, оно слышится то как «ч'ха» и «цха», то как «чья» или «тьа». При этом собранные с чайных кустов зелёные листья до того, как они пройдут фабричную обработку, называются «ч'а», готовый сухой чёрный чай – «у-ча» и напиток из него – «ч'а-и». Но иероглиф для обозначения чая на всем пространстве Китая одинаковый. Это один из самых древних иероглифов, созданный в V веке, когда возник сам термин, само слово «чай».
Как показали исследования, чай состоит на 30-50 % из экстрактивных, т.е. растворимых в воде частей. На практике растворимость никогда не осуществляется полностью. Зелёные чаи содержат больше растворимых веществ (40-50 %), а чёрные – меньше (30-45 %). Кроме того, чем моложе, выше качеством листья чая, тем богаче экстрактивными веществами полученный из них сухой чай. И наоборот, чем старее, грубее листья, тем менее выходят в настой растворимые вещества, тем менее вкусен чай.
Из растворимых веществ прежде всего следует обратить внимание на шесть самых важных групп или составных частей чая: это дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты и витамины.

РуДе СоНеЧкО З…
вт, 12/25/2007 - 14:56

Чай по гороскопу.
Снять напряжение и унять головную боль ОВНУ поможет следующий сбор:
корень дудника – 20 гр.
корень валерианы – 10 гр.
чабрец – 10 гр.
На пол-литра кипятка достаточно горсти смеси. Пить этот чай желательно небольшими порциями.

ТЕЛЕЦ любит обильную пищу, а это не очень полезно. Поэтому ему необходим чай, благотворно влияющий на пищеварительный тракт:
майоран – 10 г
анис – 10 г
розмарин – 15г
цветы липы – 10 г
чабрец – 20 г
1 ст. ложка смеси трав на ¼ л. кипятка. пить по полстакана после каждого приема пищи.

БЛИЗНЕЦЫ для восстановления сил нуждаются во сне. а сделать сон спокойным и глубоким поможет успокаивающий чай, включающий в себя:
цветы огуречника (дрема белая) – 10г
цветы мелиссы – 15 г
Горсть смеси залить 1 л кипятка и настоять. Пить по полстакана несколько раз в день.

Чтобы хорошо выглядеть, РАКУ нужен продолжительный сон. Поэтому, после обеда, ему необходимо пить чай из:
лепестков полевого мака – 30 г
сережек вербы – 30 г
майорана – 60 г
Заваренный чай необходимо чуть дольше настоять и подсластить медом.

Для поддержания сердца в тонусе и успокоения ЛЬВАМ полезен травяной общеукрепляющий чай, включающий в себя:
анис – 15 г
мелиссу – 10г
цветы липы – 10 г
римскую ромашку – 15 г
1 ст. ложку смеси на пол-литра кипятка, настоять и пить 3 раза в день по полстакана.

ДЕВЕ полезен чай, помогающий снять напряжение и благоприятно действующий на кишечник:
майоран – 25 г
мята – 25 г
шалфей – 5г
лаванда – 25 г
Настоять 1 ст. ложку смеси на стакане кипятка. Пить утром и вечером.

ВЕСЫ являются признанными гурманами, однако плохо переносят кулинарные изыски, которые портят цвет лица. Травяной чай поможет освежить его:
мальва – 50 г
фиалка трехцветная – 50 г
1 ст. ложку смеси в стакане кипятка настаивать 15 мин. пить рано утром натощак без сахара.

СКОРПИОНУ периодически необходимо чистить организм. Для этого еу нужен следующий чай:
кора крушины – 25 г
корень стальника – 25 г
сумочник – 50г
тысячелистник – 50 г
Настоять 1 ст. ложку трав на стакане кипятка. Пить рано утром натощак.

Для профилактики болезней печени СТРЕЛЬЦУ необходимо пить следующий оздоровительный чай:
корень ясеня - 20 г
пажитник – 10 г
фиалка трехцветная – 15 г
4 ст. ложки сбора кипятить в литре воды 5 мин. Пить 2-3 раза в день

Для нормализации пищеварительного процесса КОЗЕРОГУ необходим следующий чай:
лист мелиссы – 10 г
черника (ягоды) 10 г
1 ст. ложку смеси на ¼ л кипятка. Пить между приемами пищи.

Повысить активность кровообращения ВОДОЛЕЯМ поможет чай, включающий в себя:
сумочник – 30 г
лист ореха – 30 г
полынь – 30 г
1 ст. ложку трав в стакане кипятка настаивать 15 мин. Выпивать 2 стакана ежедневно натощак.

Обстановку покоя и гармонии РЫБАМ может создать следующий тонизирующий чай:
цветы римской ромашки – 20 г
корень горечавки – 5 г
1 ст. ложку смеси на пол-литра кипятка. Пить утром и вечером.

фИТОТЕРАПЕВТ С…
пн, 01/21/2008 - 13:19

впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные «сушеной травой», караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространился только среди дворянской знати. Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. Чай стал символом элегантности, роскоши и достатка. Чаепитие породило особую систему сервировки, которая складывалась из многочисленных чайных принадлежностей: самовар, чайник, сахарницы с щипчиками, стаканы, чашки, блюдца. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета. Поэтому столы покрывались только тонкой накрахмаленной, как правило, белой или голубой материей.
Так день начинался именно с чая. Его пили с разнообразными сладостями, фруктами, а также сливками. В течение дня чаепитие могло затеваться по несколько раз. По мере того, как транспортировка чая становится менее сложной и продолжительной (осуществляются морские перевозки, строится Транссибирская магистраль), этот напиток распространяется в купеческой среде, а потом становится одним из главных атрибутов трактиров.
Купеческое чаепитие несколько отличается от дворянского. Оно развивает российский чайный этикет и привносит в него свои особенности. Купеческому чаепитию сопутствует яркость, колоритность, размах. «Посиделки» за чаем могли продолжаться до нескольких часов. Стол щедро накрывался всевозможными угощениями и яствами. Говоря о купеческом чаепитии, нельзя не вспомнить знаменитых полотен художника Кустодиева, который необыкновенно красочно, ярко и самобытно передает купеческий быт. Картина «Купчиха за чаем» - это один из запоминающихся примеров. Здесь во всем своем величии изображена купчиха, которая задумчиво попивает из блюдца чай. Стол уставлен лакомствами, среди которых в наибольшей степени выделяется арбуз (такой же величественный, как и сама хозяйка).
В конце 19 – начале 20 века чай распространен уже практически повсеместно. Появляются чаи, в которые добавляются различные лекарственные травы: душица, зверобой, мята, липа и многие другие.Практически в каждом доме чай – это первоочередное угощение для гостей. Так чаепитие становится не только стилем жизни, но и знаком дружбы и гостеприимства….

Анастасия, Мос…
пт, 01/25/2008 - 11:23

Чай Улун
Слово "Улун" (в европейском варианте – оолонг) означает "чёрный дракон". Улун называют "чайным совершенством", поскольку это совершенно уникальный продукт. Улуны занимают промежуточное место между неферментированными зелеными чаями и полностью ферментированными черными чаями. Степень ферментации классических улунов - 40-50%. Улунские чаи также называют сине-зелеными по цвету сухого чайного листа, который у дорогих сортов напоминает цвет драгоценной бирюзы. Этот цвет появляется у листьев в результате довольно сложной технологической обработки и не у всех сортов выражен явно, так как среди улунов есть разновидности более и менее ферментированные.
Улуны чаще всего производятся из зрелых листьев, собираемых со взрослых чайных кустов. Сразу же после сбора чайные листья тонким слоем раскладывают на земле (на специальных бамбуковых циновках) под прямым солнечным светом для увядания и завяливания. Время завяливания – 30-60 минут, в зависимости от температуры. Следующий этап изготовления улунов очень своеобразен: подвяленные листья не очень толстым слоем укладывают в большие бамбуковые корзины-подносы и убирают в тень. Примерно каждый час листья ворошат и аккуратно разминают, стараясь их не сломать и не измельчить. Эту процедуру (разминание листьев) проделывают несколько раз, до тех пор пока не будет достигнут следующий эффект: края и смятые части листьев должны в результате окисления (т.е. ферментации) покраснеть и побуреть (как бы «поржаветь»), в то время как листовые прожилки и центральные части листьев должны оставаться зелеными. Как только желательный уровень ферментации достигнут, процесс окисления должен быть немедленно остановлен. Это достигается за путем прокаливания сырья в раскаленном воздухе. Сушат улуны чаще всего в два этапа: сначала кратковременная первичная сушка, потом скручивание, потом окончательное досушивание.

Дмитрий, Минск
вт, 02/12/2008 - 14:08

Давным-давно, в одной стране, жил медвежонок. Он не любил чай, потому, что он горячий и его неудобно было пить. Но годы шли. Мозгов понемногу добавилось...и теперь я очень люблю чай! До недавнего времени - только черный индийский "Orange pecoe" крупнолистовой (вот такой я выпендрежник!), чистый, без сахара, изредка с лимоном. Теперь года два, как подсел на зеленый с жасмином и магнолией, причем самый дешевый, правда, когда из Китая привезли хороший зеленый в подарок, нос воротить естественно не стал. Еще люблю (очень редко, в магазинах у нас настоящего нету, все перепробовал, разве что кто из Англии привозит) настоящий "Эрл Грей". Кофе - прям как в анекдоте:
- Гиви, ти памэдор лубишь?
-Кюшать-да, а так - нэнавижу!
Вот и я: кофе не пью (именно, что не люблю!), а запах свежесваренного кофе обожаю.
Каркадэ очень люблю, но изжога от него жуткая
В пакетиках чай не люблю, но пью, когда нет обычного. Наверное, психическое...
Чай пью просто так, без всего, без плюшек, печенья, варенья, конфет...Нет, если конечно, что под лапы попало, то попало...а так - прямо по Цою: "Сигареты в руках, чай на столе..." Для беседы дружеской хватает.

Медвежонок Умка
ср, 02/13/2008 - 18:54

Очень понравился ваш рассказ, конечно, прошло 2 года. Но когда читала, на душе стало тепло и спокойно. Не знаю почему. Может вы знаете? Спасибо вам. До свидания.

Фрекенбок
ср, 05/26/2010 - 16:10
Еще интересные статьи журнала!